Эффективная система контроля доступа — это сочетание нескольких элементов, один из них — преграждающие устройства. К ним относятся двери, турникеты, шлагбаумы и прочие преграды.
При выборе преграды есть определенные нюансы, о которых я Вам расскажу. Думаю, что и заказчику и проектировщику будет интересно узнать — какие двери подходят для СКУД, а какие стоит заменить или почему турникет без ограждений малоэффективен и где его нельзя устанавливать, а также другие полезности.
В качестве преграждающих устройств используются двери, люки, ворота, калитки, шлагбаумы и пр. В общем любая конструкция, которая преграждает проход/проезд на объект.
Для того, чтобы Ваша система контроля доступа эффективно выполняла свои функции нужно учитывать особенности каждой из преграждающих конструкций:
Дверные конструкции
Чаще всего именно на двери устанавливают СКУД (вспомните сколько подъездных дверей оснащены электрозамками). Электромагнитный/электромеханический замок/защелку можно установить на любую дверь, НО выдержит ли сама дверь.
Чтобы дверная конструкция выдержала бесчисленное множество рывков и толчков она должна быть прочной, то есть: деревянная дверь должна быть полнотелой, а металлическая и пластиковая, в лучшем случае, должны быть взломостойкими, а в идеале — сертифицированными.
О классах защиты дверных конструкций можно прочитать в п. 6.2
РД 78.36.032-2013 Инженерно-техническая укрепленность и оснащение техническими средствами охраны объектов, квартир и МХИГ, принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны
Если Вы сэкономили на двери, то будьте готовы раскошелиться на запирающие устройства. Для «хлипкой» двери лучше всего подойдет электромеханическая защелка. Более экономный вариант два небольших электромагнитных замка, в верхней и нижней части дверного полотна.
Ещё одна важная деталь — не забудьте установить дверной доводчик.
Калитки
Механическая калитка
Простая механическая калитка, без управляемого запирающего механизма, чаще всего встречается в торговых центрах, её основная задача затруднить проход в обратном направлении. Поэтому она открывается только в одну сторону.
В СКУД такую калитку используют в дополнение к турникету, как ограждение и для эвакуации при чрезвычайных ситуациях, например — пожарной тревоги.
Механическая калитка со встроенным управляемым запорным механизмом может быть использована в качестве преграждающего устройства в системе контроля доступа. Чтобы она стала полноценным преграждающим устройством неплохо добавить к ней индикаторы состояния световые или звуковые, которые показывают, что идентификация прошла успешно и её можно открыть.
Моторизованная калитка
Эта калитка, в отличие от предыдущей, отличается наличием привода, который открывает/закрывает её по сигналу.
На борту такой калитки, как правило, уже предусмотрена индикация состояния. Иногда можно встретить калитки со стеклянными створками, но в силу дороговизны встречаются они редко.
Лично мне нравится использовать калитки Ростов-Дон, зарекомендовали себя, как недорогие, надежные и долговечные устройства.
Недостатком использования в СКУД и той и другой конструкции является легкость преодоления такого преграждающего устройства. Для того, что бы этого не допустить рядом должен быть человек (охранник или вахтер).
Турникеты
Турникетов существует несколько видов:
- турникеты-триподы — самый распространенный из всех;
- турникеты со створками, металлическими или стеклянными. Со стеклянными створками имеют очень стильный вид;
- роторные турникеты.
Турникеты-триподы
Чаще всего используются в офисных помещениях, имеют разнообразные формы. Тумба турникета может быть из нержавейки или стальная, окрашенная в цвет по Вашему желанию, что позволяет ему вписаться в любой интерьер.
Преграждающие планки (металлические стержни перекрывающие проход) могут быть складными (антипаника), для организации прохода при эвакуации.
При использовании турникета-трипода требуется применять ограждения, чтобы сформировать проход. Так как поворотный механизм имеет люфт нужно поперек преграждающих планок устанавливать ограждение, как на рисунке:
Использование ограждений позволяет перекрыть свободное пространство и направить поток проходящих людей именно к турникету. В данном примере планки «антипаника» используются как дополнительное средство для организации прохода при эвакуации, а основным средством выступает калитка, которая открывается вручную и не имеет возвратного механизма. В таком случае у инспектора Госпожнадзора не возникнет вопросов по ширине эвакуационного прохода.
Также калитка служит для пропуска маломобильных людей на колясках.
Недостаток такой же как у калитки, его можно перепрыгнуть. Чтобы эту возможность устранить верхнюю крышку тумбы дополнительно оборудуют датчиками на обнаружение давления (нажима) на неё или сажают рядом охранника.
Турникет со створками
Самый известный представитель этого вида турникетов — турникет в метро. В офисах крупных компаний предпочитают устанавливать турникеты со стеклянными створками.
Выглядят такие турникеты очень стильно и богато, в силу своей высокой стоимости. Для большей пафосности на стекле можно выгравировать или наклеить логотип компании или бизнес-центра.
Створки могут быть распашными или раздвижными. Преодолеть такой турникет уже затруднительно.
Недостатком таких турникетов является их высокая стоимость, так как их ставят минимум две штуки.
Роторный турникет
Роторные турникеты чаще всего используются на проходных предприятий. Они делятся на полноростовые и полуростовые.
Такой турникет перепрыгнуть уже сложнее, но и организовать через него эвакуационный проход нельзя. Для эвакуации потребуется организовать рядом с ним отдельный проход.
Полноростовые турникеты, как правило используются на промышленных предприятиях и в режимных учреждениях. В силу своей величины позволяют полностью перекрыть проход. Могут применяться как внутри помещений, так и на улице, в соответствующем климатическом исполнении.
Мои симпатии в данном случае также на стороне торговой марки «Ростов-Дон» компании Ростеврострой.
И заказчику и проектировщику следует помнить, что кабели к турникетам следует прокладывать скрыто, то есть заранее предусмотреть штробы в полу, чтобы потом не пришлось пробивать отверстия в перекрытии. Скрытая прокладка позволит сохранить интерьер и исключить возможность саботажа, путем повреждения кабелей.
Шлагбаумы
С преграждающими устройствами для людей разобрались, теперь такие же устройства для автомобилей.
Шлагбаум со стрелой
Думаю, что каждый видел такую штуку. Состоит из тумбы с начинкой (плата управления, пружинные противовесы и механический привод) и стрела.
При выборе такого устройства следует учесть ширину проезда, который надо перекрыть. Чем он шире, тем длиннее стрела, а значит более мощный привод, ну и соответственно стоимость. Иногда проще дешевле поставить два с малой длиной стрелы друг напротив друга. Также следует учитывать климатические условия эксплуатации и особенно ветровую нагрузку, которую выдерживает стрела.
Помимо тумбы и стрелы необходимо заложить в проект немало дополнительного оборудования:
- фотоэлементы, которые определяют наличие автомашины под стрелой;
- стойку для стрелы;
- сигнальную лампу или светофор, который сигнализирует о готовности к работе;
- датчики присутствия автомобиля с индукционными петлями. С их помощью блок управления определяет, что к шлагабауму действительно подъехал автомобиль. Также с их помощью можно организовать выезд без предъявления идентификатора;
- обогреватель в тумбу, вместо штатного обогрева иногда ставят маломощную лампу накаливания, но это уже отсебятина;
- радиоприемник с антенной, брелки и прочие полезности.
При оценке объемов работ обязательно учтите, что нужен надежный фундамент под тумбу, чтобы зимой не было неприятностей.
Недостаток шлагбаумов с плоской стрелой — это их слабая вандалоустойчивость, круглые стрелы в этом плане лучше.
Кроме шлагбаумов с подъемом стрелы, существуют откатные модели, типа откатных ворот. Такую стрелу уже гораздо труднее повредить.
Цепной барьер или цепной шлагбаум
В наших суровых климатических условиях показал себя не очень хорошо.
Снег, дождь, грязь влияют на него не лучшим образом. Зимой и в межсезонье необходимо тщательно чистить цепь от снега и льда. Лучше всего устанавливать под крышей в хорошо освещенных местах и цепь должна быть яркого цвета, иначе будут жалобы от водителей или пешеходов, которые его на заметили.
Ворота
Нельзя пройти мимо такого распространенного преграждающего устройства, как ворота. Чаще всего можно встретить роллетные, откатные консольного типа с наземным приводом или распашные с электроприводами на каждую створку.
Откатные ворота
Такие ворота, откатные консольного типа, популярны у частных домовладельцев и управляющих компаний коттеджных поселков.
Их популярность на мой взгляд основана на простоте изготовления и широком выборе комплектующих даже для самостоятельного изготовления. Главное правильно рассчитать фундамент-противовес. При своей простоте требуют регулярного обслуживания, особенно в зимний период.
Роллетные ворота
У этих ворот много названий — роллетные, рулонные, секционные, подъемные и пр. Основное применение — это въезды в гаражи и паркинги.
Такие ворота имеют неплохую вандалоустойчивость и могут надолго задержать злоумышленника или совсем отбить у него желание проникать в чужую собственность.
При желании установить такие ворота в гараже частного дома, необходимо ещё на стадии архитектурного проектирования предусмотреть достаточную высоту перекрытия, чтобы установить электропривод. Комплектацию и установку лучше доверить профессионалам.
Распашные ворота
Так же как и откатные ворота, чрезвычайно популярны в частных домовладениях.
Их можно сделать самому, главное правильно выбрать привод и заблаговременно смонтировать крепежные элементы для них.
Мне встречались три разновидности приводов:
- линейный (с червячной передачей), хороши для ограниченного пространства потому, что располагаются вдоль полотна ворот;
- рычажный привод хорош для ворот с широкими столбами, компактными приводами можно оснастить даже калитку;
- подземный привод тоже имеет место быть, но его лучше ставить в местах, где он не будет подвержен воздействию осадков.
Для всех типов приводов ворот нужно заранее предусматривать закладные для установки и подключения.
Противотаранные устройства
Применяются для защиты территорий режимных объектов от несакционированного проникновения автомобильного транспорта.
Болларды
Автоматизированный боллард — чаще всего металлический стержень (труба) круглого сечения, которая утоплена в специальном корпусе на уровне земли. Для блокировки проезда боллард поднимается над землей, чем создает серьезное препятствие для транспорта.
Такие устройства не получили у нас широкого применения, ввиду климатических условий. Вода, снег, грязь попадая в корпус прибора могут его заклинить и вывести из строя подъемный механизм. Конечно можно его применить на закрытых площадках, куда осадки не попадают.
Дорожные блокираторы
Такие штуки сейчас стоят на железнодорожных переездах, позволяет остановить и легковой и грузовой транспорт.
Существуют и стационарные модели и передвижные, но для нужд СКУД используют только стационарные.
Противотаранный барьер (шлагбаум)
Устройство аналогично обычному шлагбауму, но с высокой степенью устойчивости к механическому воздействию.
Противотаранные ворота
Как правило такие ворота сочетают в себе — обычные откатные ворота и противотаранный барьер, установленные на одном фундаменте и функционирующие как единое целое. На мой взгляд, наиболее интересны ворота у которых створки образуют острый при закрытии и сами являются силовым элементом.
Заключение
Так вкратце выглядят преграждающие устройства в системе контроля доступа. Практически любую открывающуюся конструкцию можно оборудовать системой СКУД, какую лучше выбрать решать Заказчику и проектировщику в зависимости от решаемой задачи.
Перечисленные устройства, за исключением дверей, являются одновременно и запирающими устройствами со своими блоками управления, задача СКУД всего лишь подать на них соответствующий сигнал.
Думаю, что статья была Вам интересна и Вы поделитесь ею в социальных сетях.