Защита музейных экспонатов

Как защитить экспонат в музее? Как защитить картину в музее? Технические средства охраны произведений искусства от кражи и вандализма.

Защита музейных экспонатов

Кража картины из Третьяковской галереи, которая произошла в январе 2019 года подтолкнула меня к анализу технических средств для защиты музейных экспонатов от вандалов и похитителей.

Защита от вандалов.

Что защитит экспонат от вандализма? Самая эффективная защита – это поместить произведение искусства под бронестекло и подходы к экспонату заминировать защитить техническими средствами. Второй не менее эффективный вариант – убрать его в железобетонное хранилище и ключ потерять опять же, защитить техническими средствами охраны.

Что защитит экспонат от кражи?

Технические средства охраны и раннего обнаружения неправомерных действий или их попыток, не зависимо от того, что Вы собираетесь защищать от злоумышленника, располагаются по принципу построения рубежности охраны. Они все описаны в нормативной литературе. В случае с кражей в Третьковке похоже не было ни одного рубежа или средства охраны.

К первому рубежу охраны в данном случае, я бы отнес сотрудников охраны и технические средства обнаружения нежелательных предметов на входе в музей (металлодетекторы и интраскопы (рентгенотелевизионные установки)), сюда же можно отнести смотрителей в залах и да …, проверять сумки и карманы посетителей на выходе.

Второй рубеж – это видеонаблюдение. Современные системы обладают огромными возможностями аналитики, это и вход в «запретную зону» и отслеживание поведения любителей искусства и наличие оставленных или исчезнувших предметов. Здесь главным становится скорость обработки видеоинформации и реакции персонала музея на неправомерные действия.

Таким образом мы защищаем музейные ценности от неадекватных посетителей или людей имеющих криминальный умысел.

Третьим рубежом защищаем подходы к экспонату, т.е. обнаруживаем несанкционированные действия на каком-то расстоянии от объекта. Это расстояние должно быть не очень большим, чтобы ценители могли наслаждаться искусством с близкого расстояния и в то же время не могли беспрепятственно прикоснуться к предмету защиты. Для этого можно использовать емкостные извещатели, активные инфракрасные извещатели или активные инфракрасные барьеры. При этом большое значение имеет квалификация монтажного персонала и тех, кто будет их настраивать.

Четвертый рубеж – защита непосредственно экспоната. То есть мы получим сигнал тревоги при сдвиге или попытке хищения. Можно использовать магнитоконтактные извещатели, подвесные системы, ультразвуковые извещатели для витрин и беспроводные извещатели для защиты полотен от вырезания.

На всякий случай можно оборудовать сигнализацией и стул смотрителя, она будет выдавать сигнал тревоги, когда на нем слишком долго сидят.

Возможно, имеет смысл некоторые средства охраны установить так, чтобы они очень назойливо выпячивались, чтобы отбить желание совершить кражу и отвлечь внимание от других средств защиты.

Подведем итог.

Средств защиты произведений искусства на рынке систем безопасности присутствует огромное количество. Можно с огромной степенью вероятности защитить экспонат от вандализма или кражи, всё зависит от желания руководства того или иного музея.

Кстати на фото музей компании ТОТО из города Китакюсю, префектура Фукуока, крупнейшего производителя сантехники в Японии. Интересно, как защищены их экспонаты?